Конец эпохи столичного кино: возможности региональных режиссеров
Последние годы региональное кино активно развивается, привлекая всё больше зрителей. Тем не менее, у регионального кинематографа есть как положительные, так и отрицательные стороны. Эксперты обсудили, как сегодня развивается кинопроизводство в регионах, есть ли у него финансирование и чем оно отличается от столичного кино.
Отношение к региональному кинопроизводству

«Несколько лет назад, как мне кажется, регионального кино не было. Поэтому всё изменяется в лучшую сторону с каждым годом, — отмечает продюсер BigBagFilms Юлия Каратаева. — Сейчас много снимается благодаря тому, что мы развиваемся. Появляются маленькие кинокомпании, возникают те, кто снимает за свои деньги, есть те, кто понимает, что нужно участвовать в грантах. Всё меняется, и всё возможно. Если у вас есть хорошая идея, то в вашем фильме даже без большого бюджета могут сниматься селебрити».

Этот рост связан не только с энтузиазмом местных кинематографистов, но и с естественным смещением интересов индустрии. Как поясняет кинопродюсер Red Paper Film Игорь Кузнецов: «Региональное кино делается с другим подходом, у него нет такого бюджета. Законы зрительского и авторского кино различаются. В настоящее время многие выходят за рамки Москвы, где становится тесно. В столице одни и те же локации и фактура. Москва переполнена и перенасыщена. Это создаёт возможность для всей страны развиваться в этом направлении». Региональный кинематограф не просто заполняет пустующую нишу — он предлагает свежий взгляд, альтернативные локации и новые истории, которые столичное кино зачастую уже не может дать. Но всегда ли зритель готов принять этот альтернативный кинематограф?

«Когда мы говорим о кино, мы вынуждены говорить о кино как об искусстве и о кино как о технологии, — объясняет режиссер, арт-директор международного фестиваля короткого метра «Урал Шортс» Александр Мартиросов. — Если мы говорим про кино как про историю, про искусство, то, наверное, нет никакой разницы, где именно оно создано. Если же мы говорим о кино как о технике, то есть о деньгах, то, конечно, те бюджеты, которые есть у столичных коллег, нам не снились. Это видно, и с этим ничего невозможно сделать. Зритель подсознательно воспринимает качественную и некачественную картинку. Но с точки зрения истории разницы совершенно нет».

Ключевое отличие регионального кино — не в содержании, а в условиях производства. Однако, как отмечает Мартиросов, у малобюджетного кино есть своя сильная сторона — короткий метр. Он привлекателен благодаря низкому «порогу входа». Наличие интересной идеи не требует больших финансовых вложений. В коротком метре есть возможность обсудить важные и актуальные темы.

Образование — важный шаг в карьере режиссера

Эксперты отмечают, что именно качественное образование может помочь региональным кинематографистам компенсировать технологическое отставание. «Есть правила, есть нормы, которые помогут, если будет классическое хорошее образование, не онлайн-курс. Такое образование даст базу», — утверждает продюсер Юлия Каратаева.

Ее мнение поддерживает коллега: «Почти все режиссеры, с которыми мы работаем, имеют профильное киношное образование, и это, наверное, показатель. Значит, это надо. Это дает возможность во время учебы погрузиться в среду, где люди также занимаются кино», — добавляет кинопродюсер Игорь Кузнецов.

Как показывают мнения ведущих экспертов отрасли, сегодня у региональных режиссеров появился уникальный шанс заявить о себе — через свежие идеи, нестандартные локации и смелые творческие решения. Несмотря на объективные сложности с финансированием и техническим оснащением, региональное кино находит свои сильные стороны. Происходящие изменения — не временный тренд, а устойчивая тенденция. Кино в регионах постепенно формирует собственную эстетику и зрительскую аудиторию, открывая новую главу в истории российского кинематографа.
Made on
Tilda